История города Кстово

Город Кстово расположен в 30 км ниже места слияния Оки и Волги по правому высокому берегу.  По основной версии название города, вероятно, происходит от мордовского слова «кста» — «земляника». Свою историю город ведет с 1957 года, а  древнее поселение деревня Кстовская, расположенная на этом месте, была известна с ХIV в. Русские люди, заняв чужую территорию, селились вдоль дорог и образовали целую цепочку населенных пунктов вниз по Волге от Н. Новгорода — деревни Новая, Ельня, Кстовская и т.д.
В прошлом население Кстова занималось бурлачеством, плетением металлической сетки, отходными промыслами.

В начале XV века д. Кстовская с принадлежавшими ей землями была отдана во владение Печерского монастыря сыном последнего нижегородского князя Даниилом Борисовичем. На протяжении последующих ста пятидесяти лет, между татарскими набегами, кстовчане занимались земледелием, охотой и рыболовством.

В 1818 году в Кстове была открыта каменная церковь, и с этого времени оно стало называться селом.

В начале 20-х годов XX века Кстово становится центром крупного сельскохозяйственного пригородного района. В 1929 году образовывается Кстовский район. В нем развивается лесопиление, а также рыболовство на базе рыбных угодий Волги и пойменных озер.
Город Кстово вначале строили как поселок завода недалеко от районного села Кстово аграрного типа. Когда суммарное число жителей строящегося поселка и села достигло требуемого уровня, их стали считать единым населенным пунктом и дали ему статус «Рабочий поселок Кстово». Число жителей увеличивалось и населенный пункт преобразовали уже в город Кстово.

Изначально планировалось, что жилая часть поселка должна была разместиться только с одной стороны шоссе Горький–Казань в сторону деревни Вишенки. Граница жилой зоны с запада определялась с учетом рельефа местности в максимально возможной близости к Зеленому Городу. При этом она проходила у начала многочисленных оврагов, один из которых по ул.Зеленой достигал глубины шесть метров. Некоторые овраги пересекали ул.Талалушкина. С востока поселок планировалось застроить только до деревни Лукерьино.
Проектирование поселка было поручено институту «Ленгорстройпроект» г.Ленинграда, главным архитектором проекта назначили Евдокимову Феодосию Ивановну. Геодезическую съемку и геологические изыскания вел «Ленпромстройпроект».
Когда началась стройка, в Карповке была расположена воинская часть летчиков-дешифровщиков, к которым поступали для обработки фотопленки аэрофотосъемок. Фотографы и лаборанты занимались их обработкой. Командиром батальона был Иван Ильич Топоров. Затем часть была расформирована, а в Карповке устроили военный санаторий. Затем его перевели в Сочи, а строительную часть из Сочи – в Карповку. После выбытия санатория министерство обороны предлагало взять Карповку под профилакторий для завода, но у НПЗ не было средств, да и рабочих, нуждающихся в профилактории, тогда еще не было. Поэтому в Карповке разместили строительную часть.
Строительство поселка набирало темпы. Строительные рабочие прибывали, жилья было еще мало. Они поселялись на квартиры в частных домах старой части Кстова, деревень Лукерьино, Вишенки, Ликеево, Столбищи и других.

На том месте, где сейчас автостанция, в оврагах даже были вырыты три землянки. Крыши их располагались на уровне земли, и только трубы торчали сверху. Просуществовали эти землянки целый год.

Самые крупные перемены произошли в 50-х годах, когда были построены и пущены Новогорьковский нефтеперерабатывающий завод, Новогорьковская ТЭЦ, завод сборного железобетона, деревообрабатывающий и асфальтобетонный заводы. К промышленным предприятиям были подведены нефте- и газопроводы, железнодорожные пути и автомагистрали. В начале 60-х годов в Кстово были построены заводы минераловатных изделий, по комплексной переработке и ремонту шин, молокозавод.
12 сентября 1957 года Кстово приобрел статус города районного подчинения.